29 августа в Общественной палате Российской Федерации состоялось первое установочное заседание рабочей группы по организации общественного контроля за качеством оказания охранных услуг при исполнении государственного заказа при Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.
В соответствии с Положением о рабочей группе, её возглавил председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин, его заместителем избран Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС) Александр Козлов. В состав рабочей группы также вошли представители ОП РФ, ОП Московской области, экспертного сообщества рынка частных охранных услуг. Секретариат рабочей группы организуется и осуществляет свою деятельность на базе ФКЦ РОС.
Создание рабочей группы было осуществлено во исполнение решения круглого стола «Меры противодействия демпингу на рынке частных охранных услуг. Общественный контроль за процедурой проведения конкурсов», который 23 января состоялся в Общественной палате РФ.
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин в очередной раз обратил внимание членов рабочей группы на то, что на рынке частных охранных услуг сохраняется весьма нездоровая тенденция. При проведении конкурсов на закупки услуг по охране школ, поликлиник и других учреждений часто побеждают компании, которые снижают первичную стоимость чуть ли не на 45 процентов. Объективность показывает, что на оставшуюся сумму невозможно организовать качественную охрану. Заполучив контракт, недобросовестные исполнители идут на различные манипуляции на грани мошенничества: уменьшают число постов охраны, нанимают людей, не обладающих специальными навыками в сфере охранной деятельности, не имеющих соответствующего оборудования. В результате низкое качество охранных услуг зачастую приводит к трагическим последствиям, поскольку важные объекты оказываются уязвимы против террористических угроз и иных преступных посягательств.
По словам Михаила Станиславовича, в Палате уже давно обратили внимание на эту проблему.
«Совместно с общественными палатами регионов нам предстоит провести огромный комплекс мероприятий. Мы понимаем, что столкнемся с очень серьезным противодействием со стороны тех сил, которые заинтересованы, чтобы такая практика продолжалась. Чтобы им противостоять, борьбу с демпингом надо вести комплексно, совместно с регулятором, с Росгвардией, с органами МВД», — уверен он.
Предполагается, что одним из эффективных методов наведения порядка на рынке частных охранных услуг станут выездные общественные проверки на местах при взаимодействии с региональными общественными палатами по обращениям граждан и организаций по вопросу качества исполнения государственных и муниципальных контрактов частными охранными организациями.
Мероприятия по проведению общественного контроля могут быть инициированы в случаях поступления в Общественную палату Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации следующих источников информации:
- обращения граждан и организаций по вопросу деятельности частных охранных предприятий/организаций и возможного нарушения ими законодательства Российской Федерации в данной сфере;
- информация от представителей органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных
- организаций и объединений о возможных нарушениях, допущенных при заключении и последующем исполнении государственных (муниципальных) контрактов на оказание охранных услуг;
- информация, полученная в ходе проведения собственного мониторинга закупочных процедур на охранные услуги, проведенных для государственных и муниципальных нужд, при наличии следующих признаков:
- начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК) сформирована заказчиком в размере ниже себестоимости охранных услуг, рассчитанной на основе минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) субъекта Российской Федерации, в котором находятся объекты охраны;
- снижение победителем торгов НМЦК на 25 и более процентов при условии, что окончательная цена ниже себестоимости охранной услуги, рассчитанной на основе МРОТ субъекта Российской Федерации, в котором находятся объекты охраны;
- выявленное существенное несоответствие фактической численности персонала частной охранной организации (по сведениям, полученным из открытых источников ФНС России) количеству охранников, необходимых для исполнения заключенных организацией контрактов (исходя из минимального расчета в 2 сотрудника охраны на один круглосуточный пост охраны);
- количество заключенных частной охранной организацией контрактов со снижением НМЦК на 25 и более процентов по объему реализации услуг превышает 5% от общего оборота организации (по сведениям, полученным из открытых источников ФНС России).
Члены рабочей группы полагают, что в регионах основной движущей силой мероприятий по общественному контролю станут региональные объединения работодателей, аккредитованные ФКЦ РОС в качестве экспертных организаций, а также более 140 экспертов в области частной охранной деятельности, подготовленных АНО НИЦ «Безопасность».
Пилотным регионом, на базе которого предполагается отработать механизм противодействия демпингу, станет Московская область. В дальнейшем опыт этого региона планируется распространить на другие субъекты Федерации.
В ходе заседания было принято решение в ближайшее время провести по видеосвязи совещание с представителями общественных палат регионов России, чтобы скоординировать усилия по оздоровлению рынка охранных услуг.
Участники рабочей группы начали работу по подготовке базовых документов, рекомендаций, определяющих основные параметры взаимодействия с регионами в этой сфере.
Источник: ОП РФ